Рубиновая линия

Маршрут выходного дня из нового проекта «Города». Представляет собой экскурсию по определенному городу или районному центру, знакомство с историей населенного пункта, осмотр достопримечательностей и посещение музеев.

Предлагаемый туристический маршрут объединяет в себе основные исторические, культурные и архитектурные объекты города Балашов и его окрестностей, созданный на основе пешеходного туристического маршрута Балашовского краеведческого музея "Рубиновая линия".



Кратко о городе

Первое  поселение  на  месте  Балашова появилось  в  первой  половине  XVIII века.  По  одной  из  версий,  это  был  хутор мордвина  Василия  Балашки.  Позже  сюда переселили  около  300  дворцовых  крестьян, которые  назвали  свою  деревню  по  имени первопоселенца  Балашовкой.  В  1768  году, после  постройки  церкви  Михаила  Архангела, она  стала  именоваться  «село  Архангельское, Балашово  тож».  Со  временем  прижилось второе название.

В  рамках  реформ,  проводимых  Екатериной II,  дворцовому  селу  Балашово  был  присвоен статус уездного города. Соответствующий указ был подписан 7 ноября 1780 года. В 1781 году у города появился свой герб: в верхней части щита  три  стерляди  на  голубом  поле  (герб Саратовской губернии), а в нижней – «в золотом поле  два  арбуза,  означающих  изобилие  сего города таковыми плодами».

К  середине  XIX  века  Балашов  стал  одним из  главных  центров  по  торговле  зерном  в Саратовской губернии. К концу века население его превысило 11 тыс. человек.

Стелла на въезде в Балашов Стелла на въезде в Балашов
Учебный истребитель Л-39 "Альбатрос" Учебный истребитель Л-39 "Альбатрос"

Через  Балашов  проходил  торговый  тракт  из Воронежа  в  Саратов.  Кроме  того,  до  конца XIX  века  водным  торговым  путем  служила река  Хопёр.  Строительство  железных  дорог через Балашов началось в 1891 году и связало город  прямым  сообщением  с  Камышином  и Тамбовом (1894 г., Рязано-Уральская железная дорога),  с  Пензой  и  Харьковом  (1895  г.,  Юго-Восточная  железная  дорога).  Это  дало толчок активному развитию местной промышленности и торговли. Начиная с конца XIX века, в  Балашове  строились  крупные  предприятия: паровые мельницы, чугунолитейный, горчично-маслобойный заводы.

К  1911  году  население  здесь  составляло почти  22  тыс.  человек.  Краеведы  называют Балашов  того  времени  купеческим,  торговым городом, поскольку купеческое сословие было многочисленным  и  играло  важную  роль  в развитии  местной  промышленности  и  работе органов самоуправления.

В годы гражданской войны Балашовский уезд стал  одним  из  решающих  участков  военных действий.  В  городе  располагался  штаб  IX армии Южного фронта.

После создания Балашовского округа (1928 г.) в городе началось крупное строительство: появился  новый металлозавод, электростанция, были  реконструированы  и  расширены  ранее существовавшие  предприятия.  В  30-е  годы  в Балашове  начали  работу  комбикормовый  завод, хлебозавод, плодоовощной комбинат, нефтебаза, новые школы и детские сады.

В  1930  году  открылась  школа  пилотов  и авиатехников  ГВФ,  в  1933  году  -  учительский институт.

В годы Великой Отечественной войны Балашов являлся  важным  железнодорожным  узлом, через который шло снабжение Сталинградского и  Донского  фронтов.  Осенью  1941  года  в наш  город  был  эвакуирован  киевский  завод «Арсенал-2».  Балашовская  авиарембаза наладила  круглосуточную  работу  по  ремонту самолётов.

12  наших  земляков,  13  участников  войны,  в разные годы проживавших в городе и районе, 132 выпускника 3-й Балашовской школы ГВФ и 1-й Балашовской военной школы пилотов были удостоены звания Героев Советского Союза.

Парк имени Куйбышева Парк имени Куйбышева
Памятник балашовцам - участникам войны в Афганистане (1979-1989) Памятник балашовцам - участникам войны в Афганистане (1979-1989)

В 1954 году Балашов стал областным центром. Годы  существования  Балашовской  области (1954-1957)  были  временем  интенсивного строительства,  промышленного  и  культурного развития  города.  Открывались  новые  заводы (машиностроительный,  авторемонтный,  по переработке молока и др.), фабрики, магазины, школы  и  больницы.  Жилищная  площадь увеличилась  более  чем  на  60  тыс.  кв.  м. Появились гостиница на 100 человек и новый кинотеатр.

Даже после упразднения Балашовской области остался  прочный  фундамент  для  роста  и дальнейшего развития города. В последующие годы в нём появились слюдокомбинат, обувная фабрика,  кооперативный  техникум,  новая городская  больница  и  другие  предприятия  и учреждения.

В 1968 году начал работу комбинат плащевых тканей – крупнейшее предприятие в Балашове за весь период его истории.

9 октября 1980 года за успехи в хозяйственном и культурном  строительстве и в связи с  двухсотлетием города  Балашов был  награждён орденом  Знак Почёта.  В  1998 году  он  занял 2-е  место  в конкурсе  «Самый благоустроенный город  России» среди  городов  II категории.



Карта маршрута:
Рубиновая Линия (Балашов)

Скачать:     точки (gpx)

Путеводитель туриста"Рубиновая линия (Балашов)"

Протяженность маршрута порядка 400 километров (от Саратова - до Саратова)

Список объектов с координатами в порядке следования:

  1. Краеведческий музей (Телефон: (84545) 4-12-44, Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 16.00 (по четвергам с 10.00 до 19.00), кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца)
  2. Монумент Славы
  3. Троицкий собор
  4. Парк имени Куйбышева
  5. Кинотеатр «Победа»
  6. Дом с отделом ЗАГС
  7. Два двухэтажных дома
  8. Два дома под номерами 6 и 6А по ул. Ленина
  9. Дом купца Дьякова по ул. Советской, 174 (филиал краеведческого музея)
  10. Здание редакции газеты «Балашовская правда»
  11. Здание администрации Балашовского муниципального района
  12. Дом Какирбашева
  13. Детский сад «Дюймовочка»
  14. Мукомольный завод № 7
  15. Памятник герою СССР Н. А. Белозерцеву
  16. Здание управления Балашовской и Ртищевской епархии
  17. Почта - телеграф
  18. Дом № 162 по улице Советской
  19. Три дома под № 156
  20. Пешеходный мост через Хопер
  21. Храм Архангела Михаила
  22. Церковь евангельских христиан-баптистов
  23. Городская управа
  24. Двухэтажное здание по № 7
  25. Особняк на улице и два флигеля во дворе под № 13
  26. «Балашовский Арбат»
  27. Учебный истребитель Л-39 «Альбатрос»
  28. Балашовский институт СГУ им. Н. Г. Чернышевского
  29. Дом купца Авдеева
  30. Вечерняя школа
  31. Особняк купцов Камских
  32. Памятник балашовцам - участникам войны в Афганистане (1979-1989)
  33. Здание гимназии
  34. Управление внутренних дел г. Балашова
  35. Памятник балашовцам - ликвидаторам аварии на ЧАЭС в 1986 году
  36. Двухэтажный с аркой дом под № 49 по ул. Володарского

Дополнительные точки:

  1. Стела «Балашов 1780» (N51°31,3986' E43°14,6313')
  2. Памятник «Текстильщица» (N51°32,9749' E43°13,0194')
  3. Памятник железнодорожникам (N51°32,2677' E43°09,9028')
  4. Паровоз-памятник 9П-23534 (N51°32,2864' E43°09,9133')
  5. Музей локомотивного депо Балашова
  6. Памятник «Всё для фронта, всё для Победы» (N51°32,1326' E43°09,6283')
  7. Памятник В. И. Ленину на привокзальной площади (N51°32,1429' E43°09,5564')
  8. Памятник воинам-пограничникам (N51°32,2094' E43°09,4543')
  9. Покровская часовня (N51°32,3337' E43°09,6689')
  10. Памятник 100-летию геноцида армян (N51°32,9094' E43°08,8456')
  11. Водонапорная башня (N51°32,9751' E43°09,1248')
  12. Фонтан - Летний дождь (N51°33,0433' E43°08,8761')
  13. Мельница Иванова, построенная в 1904 году (N51°33,1439' E43°09,1270')
  14. Медицинское училище построенное в конце XIX века (N51°33,4216' E43°09,0073')
  15. Памятник В. И. Ленину в городском парке (N51°33,3138' E43°08,5844')


Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: