Первая газовая скважина России

г. Саратов, СПХГ "Елшанский"

Координаты

N 51° 37.600'
E 45° 55.393'

Посмотреть на карте          Отчет о поездке

 




Поиски нефтегазовых месторождений на Елшано-Курдюмской газоносной площади в Саратовской области начались в 30-е годы ХХ века.

В 1941 году в районе поселка Елшанка под Саратовом была пробурена первая газовая скважина с суточной продуктивностью 800 тыс. куб. м газа. В июне 1942 года была пробурена еще одна скважина, которая, как и первая, оказалась высокопродуктивной, что позволило специалистам сделать заключение об открытии месторождения с промышленными запасами природного газа.

В сентябре 1942 года Совнарком СССР принял Постановление «Об эксплуатации природного газа Елшанского месторождения в Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС». Месторождение вступило в промышленную разработку.

Уже в октябре 1942 года по газопроводу «Елшанка — Саратов» протяженностью 16 км были поданы первые кубометры газа в топки Саратовской ГРЭС. Вскоре на местный газ перешли электростанции, ведущие промышленные предприятия, хлебозаводы и бытовые учреждения Саратова.

В 1943 году около поселка Курдюм в Саратовской области было обнаружено еще одно месторождение с дебитом 1 млн куб. м газа в сутки, а в 1944 году в регионе выявлены значительные запасы газа — 6 млрд куб. м.

Газопровод «Саратов — Москва»

В конце 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о строительстве 843-километрового газопровода «Саратов — Москва» для обеспечения газом промышленности и населения столицы.

В 1945 году геологами, геодезистами, проектировщиками и бурильщиками в двухмесячный срок были проведены изыскательские работы и разведка маршрута газопровода на территории Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской и Московской областей.

Трасса газопровода пересекала 80 больших и малых рек, в их числе — судоходные Цну, Оку, Москву-реку, 125 км лесных массивов и болот, шоссейные и железные дороги. Общая протяженность газопровода — 843 км, диаметр — 325 мм, давление — 5,5 МПа, суммарная мощность шести поршневых компрессорных станций — 35 тыс. лошадиных сил.

На строительстве объекта ежесуточно работали до 30 тыс. человек. Десятки заводов машиностроения, приборостроения, тяжелого машиностроения, электропромышленности и других отраслей изготовили почти 9 тыс. наименований различного оборудования и материалов, необходимых газопроводу.

Газопровод стал опытным полигоном, на котором отрабатывались новые технологии. Здесь был впервые применен поточно-скоростной метод ведения линейных работ, испытывались строительные механизмы и приспособления для трассовых операций, газосварочные агрегаты, была на практике проверена сварка встык тонкостенных труб высокого давления с толщиной стенки 6,25 мм.

Газотранспортная система «Средняя Азия — Центр»

Создание этой уникальной системы стало одним из важнейших этапов в истории развития отечественной и мировой газовой промышленности. Впервые словосочетание «трансконтинентальная система магистральных газопроводов» стало применяться после завершения строительства системы газопроводов «Средняя Азия — Центр», которая соединила газовые месторождения Туркмении, Казахстана, Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России.

В ходе строительства и эксплуатации этой системы был накоплен уникальный опыт, который лег в основу современных решений по организации транспортировки газа на дальние расстояния в сложных природно-климатических условиях. Достаточно сказать, что при строительстве системы «Средняя Азия — Центр» впервые истории газовой отрасли были применены трубы диаметром 1200–1400 мм, которые впоследствии стали повсеместно использоваться при строительстве магистральных газопроводов в нашей стране.

Сооружение газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр» явилось знаменательным событием в жизни народов Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, примером трудового героизма, профессиональной зрелости и жизненной стойкости многонациональных коллективов газовиков.

В наши дни газопроводная система «Средняя Азия — Центр» не потеряла своего особого значения. Именно по ней осуществляется транзит значительных объемов среднеазиатского газа.

 

Первая газовая скважина России Первая газовая скважина России
Первая газовая скважина России Первая газовая скважина России
Первая газовая скважина России Первая газовая скважина России


Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: