Собор во имя Живоначальной Троицы

г. Саратов, ул. Московская, 6  (Музейная площадь)

Координаты

N 51° 31.685'
E 46°   3.307'

Посмотреть на карте          Отчет о поездке


 

За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах.

Здание собора построено в стиле московского или "нарышкинского" барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Что касается названия - Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра, с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. "Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них "ради службы Государевой" и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование "Троицкий собор".

Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Но дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. Наконец, 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении - пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих.

Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского - В.И. Суранова и тамбовского - Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина (1872 - 1945 гг.) была произведена переделка боковых входов собора.

В годы Советской власти: С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт, но 8 октября 1942 года на основании решения Исполнительного Комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих.

Однако на самом деле храм был передан верующим чуть ранее - первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1942 года. Внутри храма не сохранилось никакого убранства - ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора, который представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Вплоть до 16 марта 2001 года Свято-Троицкий храм являлся кафедральным собором Саратовской епархии Русской Православной Церкви.

Видимо, тогда же, в 1947 году, Преосвященнейший Борис, епископ Саратовский и Вольский, который до назначения в Саратов занимал Черниговско-Нежинскую кафедру, передал в Свято-Троицкий собор ростовую икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (†1696), с частицей его святых мощей.

В 1942 году архиепископом Григорием (Чуковым; †1955) был совершен Чин Великого освящения верхнего, Троицкого, храма, в 1948 году епископом Борисом (Виком; †1965) - нижнего, Успенского. В 1948 году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. 45 росписей трапезных верхнего, Троицкого храма исполнены также в стиле XVII века тем же иконописцем П. Л. Париловым. В конце 1954 года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем, Успенском храме собора. Здесь выдержан тот же стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972 - 1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. Однако до 1988 года вход на колокольню был заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского; †1993), "в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: "Вот видите, им дали, а они до чего довели"".

В наши дни: 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах Троицкого собора при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. Руководил торжествами архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).

27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября 1989 года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (†1879), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.

30 октября 2001 года Постановлением мэра города Саратова № 790-405 приходу Свято-Троицкого кафедрального собора в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий Свято-Троицкого кафедрального собора (здания собора, колокольни, крестильни) были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

Собор во имя Живоначальной Троицы Собор во имя Живоначальной Троицы
Собор во имя Живоначальной Троицы Собор во имя Живоначальной Троицы
Собор во имя Живоначальной Троицы Собор во имя Живоначальной Троицы


Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: