Старый Клещевский мост

Саратовская обл., Саратовский р-н, с. Клещевка

Координаты

N 51° 43.533'
E 46°   2.226'

Посмотреть на карте          Отчет о поездке  +1

 




При движении от Саратова, на подходе к речке Курдюм Вольский тракт раздваивается. Основной поток автотранспорта по левой ветви дороги направляется к новому мосту, стоящему выше по течению. Но нужно проехать по правой, к старому. Он стоит того, чтоб с ним познакомиться поближе.
На крайних тумбах ограждения моста — чугунные плиты с надписями:
«Сооружено в 1909 г. в царствование императора Николая II Саратовским Уездным по общественным работам комитетом распоряжением уездного земства при Саратовском Губернаторе, Егермейстере двора Его Величества графе С. С. Татищеве, главнонаблюдающем по организации общественных работ действительном статском советнике Е.С. Укропотове, председателе комитета земской управы уездном предводителе дворянства В.Н. Михалевском». «Построен по проекту и под руководством техника Саратовского Уездного земства С.Г. Грингоф под наблюдением помощника техника ЮМ. Вержбицкою, десятника В.А. Оситова и трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости».
Этот мост, пожалуй, единственный в наших краях столь подробно рассказывающий о себе и людях, его создавших. Прежде всего, читая надписи можно узнать, что этому сооружению почти 100 лет. Что в те времена в Саратовском уезде губернии уже существовала система самоуправления, а при ней — комитет по общественным работам. Что комитет этот имел в своем распоряжении определенные средства для оплаты общественно важных для уезда строительных работ. Что были и тогда среди наших земляков специалисты, способные спроектировать такое весьма не простое сооружение, как мост на одной из главнейших в губернии дорог. И руководить его строительством. И еще особое внимание обратим на строчку, говорящую о том, что возводился мост и «трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости».
Неурожаи в саратовских краях случались, да и в наши дни бывают примерно раз в 3—4 года. Но в начале прошлого века почти подряд произошло три — в 1905, 1906 и 1908. Крестьяне волостей, названых выше, были полностью разорены. Их ждал голод, болезни, нищенство. В селах началось повальное воровство. Не было семян, чтоб провести сев в будущем.
Ждать помощи от правительства не приходилось. Припомним те годы — неудачно закончившаяся война с Японией, волна революционных выступлении и как следствие — жесткая репрессивная позиция властей.
И вот тут местных крестьян спасло то самое уездное земство, у которого были в запасе средства на проведение общественных работ. Участвуя в ремонте дорог, укреплении берегов речек и оврагов, в очистке родников и прудов, в строительстве мостов, крестьяне получали деньги, на которые и сами худо-бедно могли прожить до нового урожая, и семена для посева приобрести.
Имеются сведения, что тогда, в начале прошлого века, в Саратовской губернии одних только новых мостов было построено почти 40. Часть из них служит людям до сих пор. Кстати, и Клещевский до сих пор не потерял своей прочности. Единственной причиной, по которой со временем пришлось строить новый выше по течению Курдюма, — малая для современных автомашин ширина ветерана и резкое увеличение потока транспорта в последние годы на федеральной дороге Р-228.

Источник: Д.С. Худяков. Хвалынская «кругосветка»: Книга для дорожного чтения. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006

 

Старый Клещевский мост Старый Клещевский мост
Старый Клещевский мост Старый Клещевский мост
Старый Клещевский мост Старый Клещевский мост
Старый Клещевский мост Старый Клещевский мост


Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: