Саратовский мост

Саратовская область, соединяет г. Саратов и г. Энгельс

Координаты

N 51° 31.043'
E 46°  04.214'

Посмотреть на карте          Отчет о поездке





 

География

Мост начинается на правом берегу Волги, в старейшем районе Саратова от Предмостовой площади. Его приподнятая судоходная часть идет до острова с городским пляжем (к которому организован спуск), откуда (уже со стандартной низкой конструкцией) мост продолжается до Энгельса. 

История

В царской России большой необходимости в транспортной и пешеходной переправе через Волгу никогда не было. Впервые, идея возведения моста была озвучена летом 1917 года, однако тогда приоритетным был проект строительства железнодорожной переправы (включавшей, стоит отметить, в одном из вариантов - строительство во втором уровне моста автомобильной полосы). В последующие годы с быстрым развитием автотранспорта, промышленности, сельского хозяйства и, соответственно, увеличением населения городов вопрос о сооружении моста между Саратовом и Энгельсом становился всё более насущным. 

В 1956 году Совет Министров СССР поручил Министерству транспортного строительства разработать проект моста, который уже через два года был готов и утверждён. Составленный инженером В.М.Иодзевичем, он предполагал использование почти исключительно железобетонных конструкций, что делало его на тот момент уникальным. Общая длина составляла 2803,7 метров, ширина - 15 метров, опор было запланировано - 39. Монтаж был доверен 8-му мостостроительному отряду 3-го Строительного управления, сдача в эксплуатацию была намечена на конец 1960 года. Для решения проблемы доставки стройматериалов к стройке на Энгельсском берегу, были в кратчайшие сроки возведены заводы железобетонных конструкций. При установке опор, начатой в 1959 году, был применён прогрессивный бескесонный метод - вдавливание свай в дно и последующее их заполнение бетоном. Работы проводились одновременно с затоплением Волгоградского водохранилища, помимо общего повышения уровня воды, затруднял строительство ледоход, наносивший повреждения уже готовым конструкциям. К работам активно привлекались добровольцы - на сооружении моста работали 12 комсомольских бригад. Всего, на разных этапах, число работавших на стройке достигало 1,5 тысяч человек. По целому ряду причин, в частности из-за выявленных недостатков в возведении опор, и в связи с затягивавшимся производством новых материалов, сроки сдачи объекта были перенесены. После того, как опоры были доведены до искусственного острова (городского пляжа), началось возведение судоходной части моста. Пролётные конструкции доставлялись к месту установки на плавучих опорах, их установка была завершена к концу 1964 года. К новому 1965 году по мосту уже пошли первые пешеходы. Официальные испытания были намечены на13 июня, до этого в основном устанавливались бордюры и перила, тротуарные плиты, освещение и троллейбусные линии, приводились в порядок подъезды к мосту. После успешного испытания грузовыми автомашинами 10 июля 1965 года, крупнейший автодорожный мост в Европе был принят Государственной комиссией и уже на следующий день Первый секретарь Саратовского обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев торжественно открыл движение по мосту. 

 Саратовский автомобильный мост быстро стал одним из главных символов Саратова. Помимо важнейшей исторической и экономической роли, а также весьма примечательной архитектуры сооружения, большим событием была и сама стройка, на которой снимались многочисленные документальные хроники и вышедший на экраны в 1965 году художественный фильм "Строится мост" режиссёров О.Н.Ефремова и Г.Г.Егиазарова. Несколько десятков проектировщиков и строителей моста были удостоены высших правительственных наград. К 2000-м годам мост пришёл в состояние, близкое к аварийному. Проблема чрезмерной загруженности (даже вне часов пик) была решена появлением второго моста между Пристанным и Шумейкой, также было прекращено троллейбусное движение из Саратова в Энгельс (с последующим демонтажем опор контактной сети). В настоящее время ведётся поэтапный ремонт опорных конструкций, замена освещения и заграждений.

              

  • Саратовский мост на момент открытия в 1965 году был самым длинным мостом в Европе (его длина — 2825,8 метров).
  • На строительстве моста снимался художественный фильм «Строится мост» (1965).
  • На Саратовском берегу Волги от моста в сторону Бабушкиного взвоза тянется на полтора километра набережная. 

 

Саратовский мост Саратовский мост
  Саратовский мост Саратовский мост

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: