Римско-католическая церковь в Каменке

Саратовская обл., Красноармейский р-н, Каменка

Координаты

N 50° 41.604'
E 45° 25.398'

Посмотреть на карте          Отчет о поездке

 






Европейские традиции храмостроительства оказали непосредственное влияние на становление и развитие российского не православного церковного зодчества.
Сохранившиеся памятники западно-христианской конфессиональной архитектуры демонстрируют яркое проявление национально-религиозных традиций западноевропейской культуры поселенцев и ссыльных (немцев, поляков, литовцев, латышей, шведов и пр.). Здания римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей являлись неотъемлемой частью архитектурного облика городской застройки и привносили элемент историчности городской среды.

Появление римских католиков на Руси было отмечено в XII веке, лютеран - в XVI веке. Торговые и служивые иностранцы составляли незначительные этнические группы и поселялись в крупных торговых городах - Москве, Киеве, Новгороде, Пскове, Ладоге, Смоленске и др. Первые конфессиональные общины формируются в XVI веке в Москве ("Немецкая слобода"). Постоянное прибытие иностранцев на русскую службу в XVII веке, и как следствие предоставления властями относительной свободы вероисповедания, - образование приходов в центральных (Ярославль, Казань, Ростов, Тула), северных (Олонецк, Архангльск), северо-западных (Новгород, Псков), южных (Белгород) и юго-восточных (Астрахань) городах России. Провозглашенный Петром I государственный принцип веротерпимого отношения к западно-христианским конфессиям при условии их политической лояльности, сказался на численном росте конфессионально-этнических общин в России. В результате такой политики число лиц римско-католического и евангелического вероисповедания значительно возросло. Основную часть из них составляли поступившие на русскую службу иностранные специалисты, пленные офицеры и солдаты в ходе Северной войны и коренные жители Ингерманландии, Эстляндии, Лифляндии и восточной Карелии. Массовое переселение католиков и лютеран во внутренние губернии России связано с колонизационной политикой Екатерины II, направленной на освоение пустующих земель империи в Поволжье, Причерноморье, Крыму и Северном Кавказе.
Торжественно провозглашенный манифест от 4.12.1762 года положил начало крупномасштабному миграционному процессу организованному российскими властями и продлившемуся до правления Николая I. Колонисты, преимущественно немцы, составляли ядро сельского западно-христианского населения России.
Ярким выразителем национально-религиозной культуры, просветительских идей, образования являлись западно-христианские храмы, ставшие к началу XX века непременным атрибутом городов и поселений. История строительства западно-христианских церквей неразрывно связана с историей формирования и развития конфессиональных приходов на территории России: первые римско-католические храмы были построены в XII веке - в северо-западных городах Новгороде, Ладоге и Пскове. Во второй половине XVI века в Москве строится евангелическо-лютеранская церковь св. Михаила, через столетие - римско-католическая церковь св. Апостолов Петра и Павла. С основанием Петербурга связано появление первых иноверческих храмов, в начале XX века, которых насчитывалось в северной столице пятнадцать римско-католических церквей и более тридцати церквей евангелическо-лютеранской, англиканской и реформаторской конфессий. В регионах высокой концентрации католического населения, таких как Поволжье, Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, на территориях "западных" губерний было построено в начале XX века около девяносто процентов римско-католических храмов от общего числа российских церквей данной конфессии. Но в целом, по российским губерниям, с традиционно высоким процентом православного населения, количество западно-христианских храмов было не велико.
В советский период зданиям римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей был причинен значительный ущерб. Помимо использования их не по назначению, что приводило к изменению планировочного решения и внешнего вида, некоторые здания были утрачены. От этого пострадал исторический облик городов. В связи с возрождением в 1990-е годы конфессиональных общин и религиозных объединений начинается процесс восстановления и нового строительства западно-христианских церквей.

Римско-католическая церковь в Каменке Римско-католическая церковь в Каменке
Римско-католическая церковь в Каменке Римско-католическая церковь в Каменке


Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: