Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Экспозиция военной техники под открытым небом в Парке Победы начинается с редких экспонатов: бронепоезда и военно-санитарного вагона, которые являются символом героического неповторимого времени и рассказывают о боевых подвигах железнодорожников и медицинских работников в годы Великой Отечественной войны.

В повседневной военной жизни санитарные поезда и бронепоезда занимали различные ниши, но для музея их объединили.

Бронепоезд составлен из бронированного паровоза и двух железнодорожных платформ. Бронепаровоз создан путем нанесения металлической обшивки на корпус паровоза серии Эу во время создания экспозиции музея в 1999 году. Паровозы серии Эу отличались мощностью и надёжностью, способностью работать на любом виде топлива. В период Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах подобный бронепоезд, вооруженный зенитными орудиями защищал от налётов вражеской авиации железнодорожный мост через Волгу и другие объекты Саратова.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

На первой двухосной платформе старого типа установлена 37-мм спаренная зенитная установка В-11. Разработана в КБ завода № 4 имени К.Е. Ворошилова (г. Красноярск) на базе одноорудийной 37-мм установки 70-К. Принята на вооружение в 1946 году. Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки только ручные, имели две скорости. Автоматы крепились на станке, соединенном с платформой, служившей для размещения расчета. Производство В-11 велось на заводе № 4 и Саратовском агрегатном заводе.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

На второй платформе – 122-мм гаубица обр. 1938 г. М-30. Спроектирована в КБ Мотовилихинского машиностроительного завода под руководством Ф.Ф. Петрова с использованием узлов гаубицы обр. 1910/30 гг. Принята на вооружение в 1939 году. Предназначена для уничтожения и подавления живой силы, огневых средств пехоты и артиллерии противника, разрушения защитных сооружений полевого типа. Характерными особенностями гаубицы стали лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела и высокая подвижность при механической тяге. Удачная конструкция обеспечила М-30 долгую эксплуатацию в войсках. Она широко применялась в ходе Великой Отечественной войны, в послевоенный период стояла на вооружении десятков стран.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Военно-санитарный поезд предназначен для перевозки на большие расстояния раненых и больных и оказания им в пути следования медицинской помощи. Военно-санитарный поезд состоял из специально оборудованных вагонов: для тяжелораненых, легкораненых, кухни и служебных вагонов. Данная аптека-перевязочная – переоборудованный жесткий пассажирский вагон – входила в состав военно-санитарного поезда Рязано-Уральской железной дороги. Внутри вагона находились собственно аптека и перевязочная или малая операционная, а также отделение для раненых, санпропускник – место для оказания предварительной медпомощи, автоклавная – отделение для стерилизации инструментов, перевязочных материалов и белья, медицинский пост и котельная.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Перевязочная:

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Здесь инструменты и медикаменты:

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

В автоклавный происходит стерилизация инструментов и белья.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Отделение для раненых. Справа – откидные стулья для легкораненых. Слева – полки для тяжелораненых.

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Комната для персонала:

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Аптека:

Экспозиции Парка Победы: Бронепоезд и военно-санитарный вагон

Оборудование и формирование военно-санитарных поездов проводилось на многочисленных железных дорогах страны, в том числе и в локомотивном депо Саратова  Рязано-Уральской железной дороги. За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11863 поезда. Удалось исцелить и вернуть в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов. В этом немалая заслуга в том числе и железнодорожников, которые делали все, чтобы формировать военно-санитарные поезда, а так же быстро продвигать их по железным дорогам.

Просмотров: 107

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: