"Их звали мучными королями"

12.06.2013 покатался по городу, посмотрел на старые мельницы, на особняки мукомолов и не только...

 

Маршрут: Саратов

 

 

Первая мельница - паровая мельница Скворцова на улице Астраханской. Ее еще часто путают с "малой" мельницей Шмидта (и как следствие "малую" с "большой", но об этом позже). Здание прекрасно сохранилось:

"Их звали мучными королями"

У главного входа притаился "цветочный" Ленин. Когда-то он был зеленым...

"Их звали мучными королями"

 "Их звали мучными королями"

Рядом с мельницей руины старого здания (возможно маслобойни того же Скворцова):

"Их звали мучными королями"

На пересечении улиц Радищева и Мичурина расположен Дом Шмидта, построенный в 1890 году по проекту архитектора А.М.Салько.

"Их звали мучными королями"

Дворцовый особняк – определение, почти не принятое для зодчества конца прошлого века, - назойливо вспоминается при упоминании этого здания. Трудно точнее обозначить это монументальное (хотя и всего-то в два этажа) сооружение. Чтобы понять и почувствовать характер дома, нужно мысленно представить, каким был Саратов в конце 19 века. 

Особняк Шмидта круто поднялся на подъеме Никольской (Радищева), подчинив себе окружающие кварталы, организовав мини-площадь. Его угловой эркер стал ориентиром, знаком места. Балкон и лоджия раскрывали один из фасадов на Волгу; другой фасад, с фигурным аттиком, ажурным навесом над входом и подхватившим тему фасадного кирпичного узора забором с воротами, принадлежал Никольской улице; он стал здесь важным композиционным акцентом. Отделка интерьеров дворца – холла, лестниц, коридоров, залов – вполне демократична; главные их ценности – простор, свет, ясность и удобство.

"Их звали мучными королями"

Табличка на доме:

"Их звали мучными королями"

"Их звали мучными королями"

На улице Чернышевского, 90 расположена "малая" мельница Шмидта, которую ошибочно называют "большой". От "Большой" мельницы на Вольской/Чернышевского (N 51°31.076’; Е 46°01.291’) осталась только часть стены. В настоящее время там ведется жилая застройка.

"Их звали мучными королями"

В 1879 году на берегу появилась Малая мельница Шмидта (Чернышевского 90), построенная по проекту архитектора А.Салько. 

Как и других, основой композиции мельниц Шмидта был контраст башен – «донжонов», служивших своеобразным пеналом для всех вертикальных коммуникаций (подъемников, лестниц, лотков), - и массивных устойчивых амбаров (впрочем, также в несколько этажей). 

При всей функциональности архитектура мельниц изобретательна, нетривиальна, даже романтична. Романтизм проявляется здесь в пластической разработке форм и деталей. Башни и башенки, зубчатые парапеты и ступенчатые брандмауэры, дорожки карнизов, заостренные фронтоны и люкарны, шпили и решетки, жестяные фонарики и флюгеры, геральдические знаки… - весь веер эффективных приемов, оригинальных элементов сразу даже не развернуть в памяти. 

Можно сказать и о градостроительной функции мельниц: по количеству этажей (и по абсолютной высоте) их корпуса были ведущими в городской застройке. Даже сегодня, когда прибрежные территории застроены разнообразными промсооружениями, когда городской центр по преимуществу «заслонен» стеной кранов, складов, заборов, когда утрачены многие видовые точки с Волги на Саратов, мельницам удается «держать», организовывать целые участки берегового фронта, привлекать к себе взгляд, удивлять монументальной пластикой и отточенной деталировкой.

"Их звали мучными королями"

Мучные склады, теперь территория завода "Ликсар":

"Их звали мучными королями"

Иду смотреть особняк Шмидта с гротом на улице Волжская, 32. По пути тоже есть на что посмотреть. Церковь "Утоли мои печали":

"Их звали мучными королями"

Много в Саратове красивых храмов, но маленькая церковь «Утоли мои печали», что в историческом центре города, умиляет всех своей нарядной архитектурой, схожей с архитектурой собора Василия Блаженного в Москове. Композиция храма довольно проста. Квадратное одноэтажное основание венчает тонкий граненый барабан, на вершине которого высится шатровый купол с золотой маковкой. Барабан покоится на двух рядах изящных кокошников, а окружают его маленькие луковичные купола точь-в-точь как на московском прототипе. Здание церкви окрашено в яркие цвета – белоснежный фасад, зеленые и розовые кокошники, разноцветные маковки – все это делает храм похожим на праздничный торт. Церковь-часовня была торжественно заложена в 1903 году. Храм назван в честь иконы «Утоли моя печали» - копии с московской чудотворной иконы. Само ее название является молитвой к Божьей Матери об избавлении от многих болезней и скорбей душевных и телесных. На иконе «Утоли мои печали» представлено изображение Богородицы, приложившей левую руку к голове, несколько склоненной набок. Весь Ее вид говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к молитвам и слезам всех верующих, которые прибегают к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях.

Бывший дом «Жилкоопсоюза»:

"Их звали мучными королями"

Здание построено в 1940-е годы напротив городского сада «Липки». Дом весьма хорошо воспринимается при выходе с проспекта Кирова на Соборную площадь. Светлая охристая окраска фасадов очень выгодно контрастирует с зеленым массивом «Липок». Оригинально и очень удачно решены скругленные углы здания, увенчанные парапетами с тематическими барельефами. Некоторая грубоватость исполнения барельефов не нарушает общего приятного впечатления от угловых частей здания.

"Их звали мучными королями"

Безусловно хорош планировочный приём решения П-образной формы этого дома; образующийся зеленый курдонер является как бы продолжением зеленого массива городского сада. Здание является истинным украшением Волжской улицы, и вполне нормально уживается по соседству с другими, более «древними» памятниками архитектуры.

"Их звали мучными королями"

Особняк мукомола П.И. Шмидта (Волжская 32), выстроен в начале ХХ столетия (1906 г.) неизвестным архитектором. Сдержанность деталей, аристократизм орнамента — и смелая компоновка объемов, крупная пластика, динамичная асимметрия массы здания — все это характеризует один и тот же дом.

"Их звали мучными королями"

Сложное сочетание и чуткое равновесие столь разных, нередко взаимоисключающих качеств были довольно широко распространены в модерне. Чем глубже стараешься понять то или иное здание, тем запутанней и сложней перекрещиваются породившие его тенденции. Может быть, поэтому многие постройки стиля обладают некой притягательной таинственностью (как любое до конца не понятое явление)? Что касается этого дома, то его архитектура (при всем вышесказанном) не кажется противоречивой, смятенной. Каждому направлению нашлось место, поле действия. 

Объемная композиция, свободный план, асимметричные фасады — от “чистого” модерна; рустованный цоколь, лепнина и скульптура, отдельные детали и формы (портал входа, аттики, пилястры) — от неоклассицизма; суховатая графичность, ограниченный набор материалов и мотивов, большие квадратные окна — от рационализма.

В советское время здесь был Обком ВЛКСМ, потом Дом приема официальных делегаций. В 1942-43 гг формировались группы добровольцев в соловецкую школу юнг военно-морского флота:

"Их звали мучными королями"

Памятник Юным морякам-саратовцам Соловецкой школы юнг Северного флота 1942—1944 годов  в саду "Липки":

"Их звали мучными королями"

Фонтан:

"Их звали мучными королями"

Пушкин:

"Их звали мучными королями"

И еще несколько кадров по пути. Соборная пл. 5, мемориальная доска звезде балета Дубровиной В.А., на доме в котором она прожила 40 лет, с 1960 по 2000 год:

"Их звали мучными королями"

Здание Главного управления ЦБ РФ:

"Их звали мучными королями"

Из частных строений в Саратове архитектор Суранов спроектировал особняк советника соляной конторы П.И. Иванова. После его смерти в 1823 году дом приобрел департамент горных и соляных дел для размещения казенной палаты. В 1884 году архитектор М.Н. Грудистов капитально перестроил этот особняк для Государственного банка

Еще один старый дом (фотография таблички не получилась, а интернет ничего о нем не знает) на ул. Радищева, 18:

"Их звали мучными королями"

Такая вот прогулка получилась. Понравилось. В планах продолжить такие прогулки.

З.Ы. О Шмидтах можно почитать здесь, о Скворцове - здесь

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизовавшись через любую из представленных социальных сетей: