Маршрут выходного дня из нового проекта «Города». Представляет собой экскурсию по определенному городу или районному центру, знакомство с историей населенного пункта, осмотр достопримечательностей и посещение музеев.
Предлагаемый туристический маршрут объединяет в себе основные исторические, культурные и архитектурные объекты города Балашов и его окрестностей, созданный на основе пешеходного туристического маршрута Балашовского краеведческого музея "Рубиновая линия".
Кратко о городе
Первое поселение на месте Балашова появилось в первой половине XVIII века. По одной из версий, это был хутор мордвина Василия Балашки. Позже сюда переселили около 300 дворцовых крестьян, которые назвали свою деревню по имени первопоселенца Балашовкой. В 1768 году, после постройки церкви Михаила Архангела, она стала именоваться «село Архангельское, Балашово тож». Со временем прижилось второе название.
В рамках реформ, проводимых Екатериной II, дворцовому селу Балашово был присвоен статус уездного города. Соответствующий указ был подписан 7 ноября 1780 года. В 1781 году у города появился свой герб: в верхней части щита три стерляди на голубом поле (герб Саратовской губернии), а в нижней – «в золотом поле два арбуза, означающих изобилие сего города таковыми плодами».
К середине XIX века Балашов стал одним из главных центров по торговле зерном в Саратовской губернии. К концу века население его превысило 11 тыс. человек.
Через Балашов проходил торговый тракт из Воронежа в Саратов. Кроме того, до конца XIX века водным торговым путем служила река Хопёр. Строительство железных дорог через Балашов началось в 1891 году и связало город прямым сообщением с Камышином и Тамбовом (1894 г., Рязано-Уральская железная дорога), с Пензой и Харьковом (1895 г., Юго-Восточная железная дорога). Это дало толчок активному развитию местной промышленности и торговли. Начиная с конца XIX века, в Балашове строились крупные предприятия: паровые мельницы, чугунолитейный, горчично-маслобойный заводы.
К 1911 году население здесь составляло почти 22 тыс. человек. Краеведы называют Балашов того времени купеческим, торговым городом, поскольку купеческое сословие было многочисленным и играло важную роль в развитии местной промышленности и работе органов самоуправления.
В годы гражданской войны Балашовский уезд стал одним из решающих участков военных действий. В городе располагался штаб IX армии Южного фронта.
После создания Балашовского округа (1928 г.) в городе началось крупное строительство: появился новый металлозавод, электростанция, были реконструированы и расширены ранее существовавшие предприятия. В 30-е годы в Балашове начали работу комбикормовый завод, хлебозавод, плодоовощной комбинат, нефтебаза, новые школы и детские сады.
В 1930 году открылась школа пилотов и авиатехников ГВФ, в 1933 году - учительский институт.
В годы Великой Отечественной войны Балашов являлся важным железнодорожным узлом, через который шло снабжение Сталинградского и Донского фронтов. Осенью 1941 года в наш город был эвакуирован киевский завод «Арсенал-2». Балашовская авиарембаза наладила круглосуточную работу по ремонту самолётов.
12 наших земляков, 13 участников войны, в разные годы проживавших в городе и районе, 132 выпускника 3-й Балашовской школы ГВФ и 1-й Балашовской военной школы пилотов были удостоены звания Героев Советского Союза.
В 1954 году Балашов стал областным центром. Годы существования Балашовской области (1954-1957) были временем интенсивного строительства, промышленного и культурного развития города. Открывались новые заводы (машиностроительный, авторемонтный, по переработке молока и др.), фабрики, магазины, школы и больницы. Жилищная площадь увеличилась более чем на 60 тыс. кв. м. Появились гостиница на 100 человек и новый кинотеатр.
Даже после упразднения Балашовской области остался прочный фундамент для роста и дальнейшего развития города. В последующие годы в нём появились слюдокомбинат, обувная фабрика, кооперативный техникум, новая городская больница и другие предприятия и учреждения.
В 1968 году начал работу комбинат плащевых тканей – крупнейшее предприятие в Балашове за весь период его истории.
9 октября 1980 года за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с двухсотлетием города Балашов был награждён орденом Знак Почёта. В 1998 году он занял 2-е место в конкурсе «Самый благоустроенный город России» среди городов II категории.
Карта маршрута:
Скачать: точки (gpx)
Путеводитель туриста"Рубиновая линия (Балашов)"
Протяженность маршрута порядка 400 километров (от Саратова - до Саратова)
Список объектов с координатами в порядке следования:
- Краеведческий музей (Телефон: (84545) 4-12-44, Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 16.00 (по четвергам с 10.00 до 19.00), кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца)
- Монумент Славы
- Троицкий собор
- Парк имени Куйбышева
- Кинотеатр «Победа»
- Дом с отделом ЗАГС
- Два двухэтажных дома
- Два дома под номерами 6 и 6А по ул. Ленина
- Дом купца Дьякова по ул. Советской, 174 (филиал краеведческого музея)
- Здание редакции газеты «Балашовская правда»
- Здание администрации Балашовского муниципального района
- Дом Какирбашева
- Детский сад «Дюймовочка»
- Мукомольный завод № 7
- Памятник герою СССР Н. А. Белозерцеву
- Здание управления Балашовской и Ртищевской епархии
- Почта - телеграф
- Дом № 162 по улице Советской
- Три дома под № 156
- Пешеходный мост через Хопер
- Храм Архангела Михаила
- Церковь евангельских христиан-баптистов
- Городская управа
- Двухэтажное здание по № 7
- Особняк на улице и два флигеля во дворе под № 13
- «Балашовский Арбат»
- Учебный истребитель Л-39 «Альбатрос»
- Балашовский институт СГУ им. Н. Г. Чернышевского
- Дом купца Авдеева
- Вечерняя школа
- Особняк купцов Камских
- Памятник балашовцам - участникам войны в Афганистане (1979-1989)
- Здание гимназии
- Управление внутренних дел г. Балашова
- Памятник балашовцам - ликвидаторам аварии на ЧАЭС в 1986 году
- Двухэтажный с аркой дом под № 49 по ул. Володарского
Дополнительные точки:
- Стела «Балашов 1780» (N51°31,3986' E43°14,6313')
- Памятник «Текстильщица» (N51°32,9749' E43°13,0194')
- Памятник железнодорожникам (N51°32,2677' E43°09,9028')
- Паровоз-памятник 9П-23534 (N51°32,2864' E43°09,9133')
- Музей локомотивного депо Балашова
- Памятник «Всё для фронта, всё для Победы» (N51°32,1326' E43°09,6283')
- Памятник В. И. Ленину на привокзальной площади (N51°32,1429' E43°09,5564')
- Памятник воинам-пограничникам (N51°32,2094' E43°09,4543')
- Покровская часовня (N51°32,3337' E43°09,6689')
- Памятник 100-летию геноцида армян (N51°32,9094' E43°08,8456')
- Водонапорная башня (N51°32,9751' E43°09,1248')
- Фонтан - Летний дождь (N51°33,0433' E43°08,8761')
- Мельница Иванова, построенная в 1904 году (N51°33,1439' E43°09,1270')
- Медицинское училище построенное в конце XIX века (N51°33,4216' E43°09,0073')
- Памятник В. И. Ленину в городском парке (N51°33,3138' E43°08,5844')