Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

20 марта 2020 года в компании Лизы (Бешеная табуретка) и Андрея (Andrey0577), после увлекательной и познавательной экскурсии «Весенняя ветка РУЖД и Дома 8-го марта» отправились на экскурсию в Музей речного флота, который как раз и располагается в хозяйственном корпусе Домов 8-го марта:

Экскурсия в Музей речного флота

В октябре 1921 года в Саратове был открыт историко-этнографический «Музей волгаря», – первый музей подобной тематики в Советской России. В нем была представлена вся история волжского судоходства и бурлачества. Музей моментально завоевал интерес жителей Саратова и стал одной из главных достопримечательностей города. В 1935 году музею со всеми собранными экспонатами пришлось переехать в г. Горький (сейчас – Нижний Новгород), где он существует до сих пор.

Возродить музей речного флота в Саратове решили спустя полвека. Открытый в 1992 году в Саратовском речном порту, новый музей постепенно занял несколько комнат первого этажа здания речного порта. Однако после смерти его директора, Юрия Андреевича Чернышева, в 1999 году музей закрылся. В этот раз большую часть музейной коллекции сохранили, и когда музей речного флота открылся в Саратове в третий раз в 2007 году при клубе «Юный моряк», туда передали все фотографии, документы, макеты судов и сигнальные устройства с разных кораблей.

Экскурсия в Музей речного флота

Сейчас музей работает при Центре туризма, краеведения и морской подготовки. С 2009 года в музее речного флота работает энтузиаст своего дела Александр Николаевич Азовцев.

Музей рассказывает об истории саратовского речного флота, а его экспонатами являются различные модели кораблей, исторические фотографии, лоцманские карты, судовые приборы, устройства, и механизмы (штурвалы, колокола, эхолоты, сигнальные фонари) и многое другое. Отдельные разделы экспозиции посвящены Соловецкой школе юнг и Сталинградской битве.

На первом этаже помещения находится якорь, который подняли со дна Волги в 2012 году, в местах выделенных для судоходства. Вес якоря, 500 кг. Такие якоря использовались на баржах и пароходах, водоизмещением до 2000 тонн. Поднял якорь со дна экипаж плавучего крана. Ориентировочная дата изготовления конструкции – 19 или начало 20 века.

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Заходим в музей. Просто поразительно – сколько экспонатов и материалов может поместиться в двух небольших комнатах:

Экскурсия в Музей речного флота

Руководитель музея Александр Николаевич Азовцев выступил в роли экскурсовода музея. Рассказал об истории кораблестроения и, конечно, о каждом музейном экспонате.

Экскурсия в Музей речного флота

Михаил (Нескучные прогулки) фотографирует экскурсантов:

Экскурсия в Музей речного флота

Очень много информации о Сталинградской битве содержится в экспозиции музея. Многочисленные стенды и плакаты со снимками команд Волжской военной флотилии, военно-морские карты. Ведь благодаря работе моряков были организованы бесперебойная доставка воинских подкреплений в Сталинград, а также боеприпасов и продовольствия.

Экскурсия в Музей речного флота

Здесь представлена панорама, показывающая роль наших Саратовских речников в годы Сталинградской битвы. Как отметило Советское командование, без их участия, победа в решающей битве войны, была бы под вопросом. Черные метки на воде – это наши речные суда, потопленные вражескими ударами, зачастую вместе с экипажами.

Экскурсия в Музей речного флота

В экспозиции музея находятся макеты судов, которые были переоборудованы во время войны в суда для военных целей:

Экскурсия в Музей речного флота

Модель пожарно-спасательного парохода «Самара». Этот пароход до конца декабря 1942 года выполнял поставленные перед ним боевые задачи. Продолжил трудится и в мирное время.

Экскурсия в Музей речного флота

Модель парохода «Ласточка» (слева) и боевого катера БК-73 (справа), который принимал участие в боях за Сталинград. А вот под Керчью, получил пробоину и затонул. Правда, на модели башня танка Т-34-85, хотя на самом деле была от танка Т-28...

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Водолазный костюм и коллекции спасательных кругов и якорей:

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Здесь находятся предметы, которые применялись речниками при тушении пожаров. Пожарный шлем образца 1918 года с пулевыми пробоинами. Медные брандспойты, и пожарный шлем с парохода «Самара»:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Модель речного парохода «Спартак», построенного в 1912-1914 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде. После постройки пароход получил название «Великая княжна Татьяна Николаевна». С июля 1914 года судно начало работу от пароходного общества «Самолетъ». Также в 1914 году, но на несколько дней раньше начал работу полностью однотипный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», получивший в 1918 году название «Володарский».

В апреле 1917 года по инициативе «Самолёта» пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна» был переименован в «Добрыня Никитич». В 1918 году пароход был национализирован и получил название «Карл Маркс». А с марта 1919 года начал называться «Спартак». Во время Гражданской войны был штабным кораблем Волжской военной флотилии.

В конце лета и осенью 1941 года «Спартак» занимался эвакуацией мирного населения и работников перебазируемых в тыл предприятий на Каму и в Приуралье, а на обратном пути доставляли на запад воинские подразделения, различные грузы. Летом 1942 года «Спартак» совершил несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозил из него каждый раз по 700-800 женщин и детей.

Экскурсия в Музей речного флота

После войны судно работало в Волжском объединенном речном пароходстве и было приписано к Астрахани. В конце 1950-х годов пароход прошел модернизацию  по проекту 250. В 1970-1980-х годах «Спартак» работал на скорой линии Горький – Астрахань.

В 1983 году пароход «Спартак» снимался в фильме «Жестокий романс» под названием «Ласточка».

27 июля 1991 года судно совершило последний рейс и было поставлено на прикол в затоне под Нижним Новгородом.

Экскурсия в Музей речного флота

Знаменитый речной колёсный грузопассажирский пароход «Володарский», спущенный на воду в 1914 году и сменивший много названий (в 1914-1917 годах – «Великая княжна Ольга Николаевна», в 1917-1918 годах – «Алёша Попович»), сохранился только в виде макета.

Служил он верой и правдой более 70 лет, до 1989 года. Летом 1942 года «Володарский» совершал опасные рейсы в Сталинград, привозя туда подкрепления и увозя из зоны боевых действий беженцев.

Экскурсия в Музей речного флота

В 1992 году Волжское пароходство продало пароход «Володарский», вместе с однотипным пароходом «Спартак», коммерческой фирме «Бородино». Согласно договоренностям ремонт и восстановление судов должны были пройти в Австрии, после чего один из пароходов должен был вернуться на Волгу в Волжское пароходство, а другой остаться в счёт оплаты ремонта и работать на Дунае от местной компании.

В 1993 году оба парохода были перегнаны в Ростов-на-Дону, где стояли у стенки порта в ожидании перегона и использовались попутно как плавучие общежития, а когда выяснилось, что проект не состоится, «Спартака» и «Володарского» оттащили в Аксайский затон. Оба судна постепенно были разграблены местным населением, а в апреле 2000 года специально выжжены для дальнейшей утилизации на металлом.

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Модель легендарного саратовского ледокола, который на данный момент, находится на дне Волги. Построен В Англии в 1895 году на заводе «Армстронг». Строился для нужд Рязано-Уральской железной дороги. Является основоположником класса речных ледоколов.

Экскурсия в Музей речного флота

Дело в том, что железнодорожного моста возле Саратова через Волгу не существовало, а железная дорога успешно функционировала. Вот и заказали в Англии разборные ледокол и паром, чтобы было легче доставить до места назначения. Летом пассажирские вагоны через Волгу перевозила «Саратовская переправа», зимой путь парому прокладывал «Саратовский ледокол», а летом работал как грузовое судно. В Великую Отечественную ледокол участвовал в боях, в том числе и в Сталинградской битве. Мосты через Волгу возводились при его участии. В 1986 году судно затонуло возле Энгельса.

Экскурсия в Музей речного флота

Имеются планы поднять корабль и устроить на нём «Музей речного флота», переведя его из нынешнего помещения. Вопрос лишь в том, насколько это осуществимо?

Экскурсия в Музей речного флота

А вот здесь было интересно всем – это интерактивная площадка. Тут можно штурвал покрутить, позвонить в корабельный колокол... В общем, попробовать себя в роли капитана корабля. Что мы поочерёдно и сделали )))

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Переходим во второй зал:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

На фото, под картиной, находится макет Волжской баржи. На данный момент, это самый старинный экспонат музея:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Модель пожарного катера «Зоркий» (слева) и БДК (Большой десантный Корабль)-150 «Саратов» (справа):

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Закладные доски кораблей:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Модели «ОМиков», такие и сейчас бороздят Волжские просторы:

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Сигнальные фонари с волжских судов:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Еще несколько фотографий с музейных экспозиций:

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Канонерская лодка «Чапаев». С этого судна во времена Сталинградской битвы, велся огонь по вражеским солдатам и технике. Ранее, до войны, это был обычный волжский колесный буксир. С 1943 года этот буксир опять вернулся к своим прежним обязанностям. Успешно дожил до конца войны. Списан в 1959 году.

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флотаЭкскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Экскурсия в Музей речного флота

Паровой свисток теплохода «Абхазия»:

Экскурсия в Музей речного флота

Картины с видом Волги и «Метеоров», несущихся по водной глади. Похоже остались они только в виде картин, рисунков и фотографий...

Экскурсия в Музей речного флота

Указ Петра I:

Экскурсия в Музей речного флота

Музей, не смотря на свои размеры, нам очень понравился! Хочется сказать БОЛЬШОЕ спасибо Александру Николаевичу Азовцеву за проведённую экскурсию и Михаилу (Нескучные прогулки) за организацию этого мероприятия!

Просмотров: 83

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Спам удаляется, спамерам: бан по ip навсегда.