УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

25 июля 2021 года, в компании Лизы (Бешеная табуретка) и Андрея (Andrey0577) и их детей, поехали в Красноармейск поискать остатки УЖД Красноармейского кирпичного завода. По пути посмотрели дореволюционным мост и советский техноген, о чём можно почитать по ссылке. Первым делом приехали к Красноармейскому кирпичному заводу, который был основан в 1870 году. По неподтверждённым данным, на современном месте завод находится с 1929 года:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не известна. Возможно, до появления узкоколейной железной дороги на заводе имелся лёгкий рельсовый путь, на котором вагонетки перемещались конной, либо ручной тягой. С 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работал как минимум один мотовоз (скорее всего, МД54-4). Протяжённость узкоколейной железной дороги в разное время была различной, но небольшой (никогда не превышала 2 километров).

Вид на бывший карьер и посёлок Кирпичного завода, куда мы и отправились на поиски УЖД:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Пруд в бывшем карьере:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Изрядно покатавшись по бывшему карьеру, мы так и не смогли обнаружить никаких признаков узкоколейной железной дороги. Даже стали думать, что её, вероятно, разобрали. Хотя подъезжали к ней почти в плотную, как потом выяснилось. Но на данном участке она вся заросла травой и мы её не заметили. В итоге сделали очень большой крюк, пообедали на «Тарасовском» роднике и вернулись опять к заводу, почти в то же место, с которого начали. Для начала надо было найти ворота из которых выезжал мотовоз. И мы их нашли:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

А вдоль забора угадывался ровный участок по которому вероятно и проходила колея железной дороги:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

А что это там в траве? Рельс!

УЖД Красноармейского кирпичного завода

В несколько рук мы быстро убрали траву на небольшом участке и вот она – узкоколейная железная дорога Красноармейского кирпичного завода:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Выходит чётко из ворот кирпичного завода и идёт вдоль забора. Но из-за травы железную дорогу совершенно не видно, даже находясь в одном метре от неё.

УЖД Красноармейского кирпичного завода

В 2002 году Красноармейский кирпичный завод был переименован в Красноармейский керамический завод. А 8 июля 2003 года на заводе была открыта вторая производственная линия формования кирпича. Тогда же было заявлено о планах перехода на круглогодичное производство кирпича. По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога активно работала. Завод, соответственно, тоже. Сейчас же он выглядит заброшенным:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Пошли вдоль железной дороги, посмотрим куда же она нас приведёт:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Ширина колеи узкоколейной железной дороги – 750 мм. На всём протяжении уложены тяжёлые рельсы ширококолейного образца (Р43). Шпалы – в основном, ширококолейного образца, причём с довольно большим шагом:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода является последней и единственной узкоколейной железной дорогой, сохранившейся на территории Саратовской области.

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Прошли уже половину километра, а дорога и не думает заканчиваться:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Иногда по рельсам было идти проще, чем по траве или перепрыгивая со шпалы на шпалу:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Чем ближе к карьеру, тем травы меньше. Интересно почему?

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Интересный знак на торце шпалы. Позже мы такие ещё не раз встретим на старых зданиях Красноармейска:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

А вот впереди место последней разработки карьера:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

В карьере параллельно линии узкоколейной железной дороги пролегает рельсовый путь колеи 1520 мм, предназначенный для передвижения абзетцера.

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Здесь заканчивается УЖД:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Вид в обратную сторону:

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Прогулявшись по узкоколейной железной дороге до самого конца, мы получили огромное удовольствие.

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Пора в обратный путь!

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Протяжённость узкоколейной железной дороги составляет менее 1 километра.

УЖД Красноармейского кирпичного завода

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Ну и пару слов о мотовозе, который тут работал. В 1980-х годах на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз ТУ6А. В 1990-х годах внешний вид тепловоза был изменён до неузнаваемости. Фактически, в Красноармейске был построен новый локомотив, существовавший в единственном экземпляре. От тепловоза ТУ6А был взят фрагмент рамы, колёсные пары, незначительное число других узлов и деталей. По меньшей мере на 70 процентов локомотив собран из фрагментов трактора (использована тракторная кабина, двигатель), автомобильных запчастей и всевозможных «подручных» материалов. Было решено отказаться от использования прицепного подвижного состава. После модернизации мотовоз представляет собой единое целое с вагоном-думпкаром (думпкар имеет одну тележку, вторая тележка находится на мотовозе). Вагон-думпкар также является самодельным – при его строительстве был использован тракторный саморазгружающийся прицеп, различные детали от автомобилей. 

Вот так он выглядел (фото не моё, из интернета):

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Вот такая она, УЖД Красноармейского кирпичного завода...

УЖД Красноармейского кирпичного завода

Просмотров: 14

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Спам удаляется, спамерам: бан по ip навсегда.