Экспозиция техники и вооружения ВВС в Парке Победы представлена в основном послевоенными образцами вооружений. Открывает экспозицию палубный штурмовик Як-38. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Скорость» (ОКБ Яковлева) под руководством С.Г. Мордовина. Принят на вооружение в 1977 году.
Як-38 – первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Он был оснащен комбинированной силовой установкой: одним подъемно-маршевым двигателем и двумя подъемными двигателями. На нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (решение принимала аппаратура, а не пилот).
В 1985 году появился Як-38М, отличавшийся более мощными двигателями, наличием подвесных топливных баков и улучшенной конструкцией шасси. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143. Выпускался на Саратовском авиационном заводе до 1988 года. Всего построена 231 единица.
Учебно-тренировочные самолёты Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros:
Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 Delfin. Разработан чехословацкой фирмой «Aero Vodochody». В начале 1960-х годов поступил на вооружение ВВС Советского Союза, став основным учебно-тренировочным самолётом. Предназначен для первоначального обучения технике пилотирования и элементам боевого применения в любых метеоусловиях днем и ночью.
На самолете возможно выполнение всех фигур простого, сложного и высшего пилотажа. Самолет может эксплуатироваться с неподготовленных песчаных и болотистых взлётных полос, использоваться в качестве боевого самолета. На Л-29 устанавливался авиационный стрелковый прицел АСП-ЗНМУ, фотопулемет ФКП-2, оборудование для бомбометания и стрельбы ракетами. Серийно производился до середины 1970-х годов.
Учебно-тренировочный самолёт Aero L-39 Albatros. Разработан чехословацкой фирмой «Aero Vodochody». В начале 1970-х годов поступил на вооружение ВВС Советского Союза, став основным учебно-тренировочным самолётом. Предназначен для первоначального обучения технике пилотирования в любых метеоусловиях днем и ночью, обучения элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей и действиям по наземным целям.
На самолете возможно выполнение всех фигур простого, сложного и высшего пилотажа. Некоторые модификации могут использоваться в качестве легких штурмовиков и истребителей. На Л-39 устанавливался авиационный стрелковый прицел АСП-ЗНМУ-39, фотоконтрольный прибор ФКП-2-2, оборудование для бомбометания и стрельбы ракетами. Серийно производился до 1999 года.
Истребитель-перехватчик МиГ-31. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Зенит» имени А.И. Микояна под руководством К.К. Васильченко. Принят на вооружение в 1981 году. Предназначен для уничтожения всех классов воздушных целей днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.
МиГ-31 – цельнометаллический высокоплан с трапециевидным крылом и стреловидным хвостовым оперением с двумя килями. Бортовая РЛС СБИ-16 «Заслон» позволяет обнаруживать цели на дальности до 200 км, осуществлять одновременное сопровождение до десяти целей и одновременно атаковать до четырех целей управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Выпускался на Горьковском авиационном заводе до 1994 года. Всего построено около 500 единиц всех модификаций.
Истребитель МиГ- 21СМТ. Разработан в ОКБ-155 (Московский опытный завод №155) под руководством А.И. Микояна. Принят на вооружение в 1959 году. МиГ-21 – сверхзвуковой реактивный истребитель с треугольным крылом. Выпускался во множестве модификаций в СССР, Китае, Индии и Чехословакии (всего около 14 тыс. единиц).
Первоначально являлся дневным истребителем и нес пушечное вооружение. Последние модификации – всепогодные, с возможностью нести управляемые и неуправляемые ракеты на четырех элементах внешней подвески, предназначены для уничтожения воздушных целей, а также для нанесения ударов по наземным объектам. В СССР самолет серийно производился до 1986 года на авиационных заводах в Горьком, Москве, Тбилиси. МиГ-21 стоял на вооружении десятков стран, активно применялся во время войны во Вьетнаме.
Фронтовой истребитель МиГ-23МЛД. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Зенит» имени А.И. Микояна на базе самолета МиГ-23М в 1976 году. МиГ-23МЛ – цельнометаллический высокоплан с изменяемой геометрией крыла. Он легче прототипа почти на 1250 кг, имеет более короткий форкиль и меньшую длину фюзеляжа, более мощный двигатель. Это значительно улучшило маневренность и обеспечило машине отличные разгонные характеристики.
Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы, двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Л. Основная масса самолетов (в модификациях МЛ, МЛА и МЛД) выпущена Московским авиационным производственным объединением. Всего до 1985 года построено более 1000 единиц. Находящийся в экспозиции музея самолет эксплуатировался в составе 98-го авиационного полка, дислоцировавшемся в Рязани.
Истребитель МиГ-15. Разработан в ОКБ-155 (Московский опытный завод №155) под руководством А.И. Микояна. Принят на вооружение в 1948 году. МиГ-15 – дозвуковой реактивный истребитель со стреловидным крылом, мощным пушечным вооружением (1х37 мм и 2х23 мм) и нормальным шасси с носовым колесом. С оборудованием ОСП-48 может выполнять боевые задачи днем, ночью и в сложных метеорологических условиях.
Выпускался во множестве модификаций в СССР, Китае, Чехословакии и Польше. В СССР построено более 11 тыс. единиц. Производство велось на авиационных заводах в Куйбышеве, Горьком, Москве и в других городах. МиГ-15 стоял на вооружении десятков стран, активно применялся во время войны в Корее.
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27М. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Зенит» имени А.И. Микояна на базе самолета МиГ-27 под руководством М.Р. Вальденберга в 1977 году. По боевым характеристикам МиГ-27М приближался к МиГ-27К, но был дешевле и требовал менее квалифицированных лётчиков и техников. МиГ-27М – цельнометаллический высокоплан с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для нанесения ударов по стационарным и мобильным наземным целям. Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы, 30-мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А. Боевая нагрузка - 4000 кг на семи узлах подвески. Выпускался на Иркутском и Улан-Удэнском авиационных заводах до 1985 года. Всего построено около 150 единиц.
Штурмовик Су-25. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Кулон» (ОКБ Сухого). Принят на вооружение в 1987 году. Предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днем и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.
Отличительной особенностью самолета является высокая боевая живучесть. Наиболее защищены критически важные узлы и элементы – кабина пилота и топливная система. Ракетное и бомбовое вооружение размещается на десяти внешних узлах подвески. Основная масса самолетов выпущена до начала 1990-х годов на Тбилисском и Улан-Удэнском авиазаводах. Всего построено более 1000 единиц.
Сверхзвуковой ракетоносец средней дальности Ту-22КД. Разработан в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева. На вооружение Ту-22К принят в 1967 году. Данный самолет – модификация первого отечественного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22.
Под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении размещается крылатая ракета Х-22, предназначенная для поражения морских и площадных наземных целей обычным или ядерным зарядом. Бортовое электронное оборудование обеспечивает захват и сопровождение крупных морских целей на расстоянии до 250 км.
Самолет мог использоваться и как бомбардировщик. Оборонительное вооружение – 23-мм пушка Р-23. Ту-22КД оснащён системой дозаправки в воздухе. Выпускался до 1976 года. Всего было выпущено около 100 ракетоносцев.
Крылатая ракета Х-22. Разработана в машиностроительном конструкторском бюро «Радуга» (главный конструктор А.Я. Березняк). Ракета управляемая, класса «воздух-земля», входила в состав авиационного ракетного комплекса К-22 (самолет-носитель Ту-22К). Предназначена для поражения подвижных и неподвижных морских целей, а также наземных точечных и площадных целей. Оснащалась фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью. Ракета имела классическую самолетную аэродинамическую компоновку. В носовой части располагалась аппаратура наведения на цель, за ней находилась боевая часть. В средней части размещался топливный отсек и автопилот, в хвостовой – жидкостный реактивный двигатель, работавший в двух режимах: стартовом и крейсерском. Ракета длительное время находилась в производстве и имела множество модификаций.
Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000-М46. Данный тип мощных авиационных бомб был создан для бомбардировок крупных скоплений войск, разрушения стратегических объектов и железных дорог.
Гермоконтейнер ГК-120. Применяется для хранения и транспортировки крылатых ракет класса «воздух-земля» Х-55.
Фугасные авиационные бомбы ФАБ-250, ФАБ-500 и разовая бомбовая кассета РБК-250. Авиабомбы фугасного действия являются боеприпасами многоцелевого назначения и обеспечивают возможность поражения самых различных по уязвимости целей. Типовая авиабомба состоит из корпуса, снаряжения, подвесных ушков и стабилизирующего устройства. Основными характеристиками авиабомб являются калибр, коэффициент наполнения, баллистические характеристики. Калибром авиабомбы называется номинальная масса авиабомбы, выраженная в килограммах. Калибр авиабомбы обозначается в ее условном наименовании.
РБК представляет собой тонкостенную авиабомбу, предназначенную для применения различных авиабомб малого калибра.
Учебно-тренировочный самолет Як-18А. Создан в 1956 году в КБ завода № 115 (ОКБ Яковлева) на базе самолета Як-18У. Отличался от него более мощным двигателем и более высокими летно-техническими характеристиками. Предназначен для первоначального обучения лётчиков.
Як-18А – двухместный моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом, убирающимся трёхколёсным шасси и двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолетов в СССР. На Ленинградском, Арсеньевском и Харьковском авиационных заводах до начала 1970-х годов. Построено более 4 тысяч самолетов этой марки.
Поставлялся во многие страны и массово производился в Китае под обозначением CJ-6. Представленный в экспозиции самолёт до поступления в музей находился в Краснокутском летном училище гражданской авиации в качестве памятного знака.
Учебный самолёт Ту-134УБЛ. Создан в КБ Московского Машиностроительного завода «Опыт» (ОКБ Туполева) на базе пассажирского самолёта Ту-134Б в начале 1980-х годов. Предназначен для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах.
Может использоваться также для перевозки войск, материальных средств, эвакуации раненых и больных, выполнения специальных задач. Обеспечивает одновременное обучение и тренировку до 12 человек. Носовая часть Ту-134УБЛ подобна носовой части бомбардировщика Ту-22М. По составу оборудования он в основном соответствует Ту-134Б. Находится на вооружении ВВС России. До 1984 года произведено 90 единиц.
Многоцелевой вертолёт Ми-2. Разработан в ОКБ-329, возглавляемом М.Л. Милем, под руководством А.Х. Сермана, А.А. Бритвина. Серийно выпускался с 1965 года. Предназначен для транспортировки людей и грузов, перевозки больных, для связи и выполнения спасательных работ в труднодоступной местности. Вертолет с двойным управлением может быть использован для обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью, а также для обучения элементам боевого применения.
Вооруженный вариант может нести блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, пулеметно-пушечное вооружение, авиабомбы. Производился в Польше. Всего до 1998 г. было изготовлено около 5,5 тыс. единиц. Эксплуатируется в России, странах СНГ, Европы, Азии и Африки.
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24В. Разработан в КБ Московского вертолётного завода (ОКБ Миля). Ведущий конструктор вертолета – В.М. Ольшанец. Принят на вооружение в 1976 году. Предназначен для повышения огневой мощи и мобильности частей и подразделений Сухопутных войск.
На вертолет может устанавливаться различное вооружение: противотанковые ракетные комплексы, блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, авиабомбы, универсальные вертолетные гондолы. Также Ми-24В вооружен четырехствольным подвижным пулеметом ЯкБ-12,7.
До конца 1980-х годов производился Ростовским вертолётным производственным объединением и Арсеньевским производственным объединением «Прогресс». Всего построено около 1000 единиц данной модификации. Ми-24 – основной боевой вертолет российской армии. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира.
Военно-транспортный вертолёт Ми-8Т. Разработан в ОКБ-329, возглавляемом М.Л. Милем, под руководством Г.В. Ремезова, В.А. Никифорова. Предназначен для перевозки людей и различных грузов, тактического десантирования войск с лёгким и групповым вооружением, эвакуации раненых и больных.
Вооруженный вариант Ми-8Т предназначен для поражения объектов противника неуправляемым вооружением (блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, авиабомбы общим весом до 1100 кг), а также для минирования местности. Выпускался с 1965 года на Казанском и Улан-Удэнском авиазаводах. Это самый массовый серийно производимый вертолет в мире. Всего построено более 12000 единиц всех модификаций. Около 2800 вертолетов поставлено на экспорт более чем в 40 стран мира.
Спускаемый аппарат космического корабля «Союз». Проект космического корабля начал разрабатываться в 1962 году в ОКБ-1 (РКК «Энергия» им. С.П. Королева) под руководством С.П. Королева. Первый пилотируемый полет состоялся в 1967 году. Спускаемый аппарат служит для размещения экипажа при выводе на орбиту, пилотируемом полёте, приземлении.
В нем размещены пульт космонавтов, ручки управления космическим кораблем, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем корабля, контейнеры для возвращаемой научной аппаратуры, средства радиосвязи и пеленгации. Корпус выполнен из алюминиевого сплава, внутри и снаружи имеет теплоизоляцию. Имеет несколько модификаций (Союз, Союз-Т, ТМ, ТМА, ТМА-М), производится и эксплуатируется до сих пор.
Спускаемый аппарат космического аппарата «Ресурс-Ф2». Космический аппарат создан в Центральном специализированном конструкторском бюро (г. Куйбышев). Предназначался для проведения разномасштабных многозональных съемок поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах спектра электромагнитного излучения с высокими геометрическими и фотометрическими характеристиками в интересах различных отраслей народного хозяйства страны, наук о Земле, Министерства обороны СССР, а также международного сотрудничества.
Полученная космическим аппаратом информация использовалась для изучения медленно меняющихся процессов и явлений природы, выявления природных богатств, контроля окружающей среды, документирования и инвентаризации природных ресурсов, картографирования земной поверхности в заданных масштабах. В 1987-1995 годах было запущено десять космических аппаратов «Ресурс-Ф2».
Фотоальбом смотрите тут: ⇒ Экспозиции Парка Победы: Авиация