В 2016 году в Парке Победы на Соколовой горе появилась «Аллея МЧС». В неё органично вошли два ранее установленных памятника: «Защитившим от атома» и «Пожарным и спасателям», а также различная техника.
На Аллее МЧС находится Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХБ. Создана на базе табельной машины БРДМ-2, разработанной в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова, и отличается от нее наличием специального оборудования. Предназначена для ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки.
Кроме приборов РХБ разведки устанавливается специальное оборудование: аппаратура навигации ТНА-3 предназначенная для автоматического определения текущих координат места нахождения машины; средства обозначения зараженных участков; реактивные сигналы химической тревоги, служащие для оповещения личного состава световыми и звуковыми сигналами о радиоактивном и химическом заражении; метеокомплект, предназначенный для ведения наблюдений за ветром, температурой воздуха и почвы; дегазационный комплект ДК-4Б. Система защиты от ОМП позволяет работать в зараженной зоне.
Стерилизационно-дистилляционная установка СДП-2 предназначена для стерилизации перевязочного и операционного материалов, растворов лекарственных препаратов, хирургического инструмента и получения дистиллированной и кипяченой воды в полевых условиях.
Дезинфекционно-душевая установка ДДП-2:
Предназначена для дезинфекции одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей, а также для помывки людей в полевых условиях во все времена года, в любых климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера, при температуре от + 40 до - 40 С°.
Установка дезинфекционно-душевая ДДА-66П:
Предназначена для дезинфекции по паровоздушному и пароформалиновому методам (дезинсекции по паровоздушному методу) одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей, а также для помывки людей в полевых условиях во все времена года, в любых климатических зонах Российской Федерации и стран СНГ, при температуре окружающего воздуха от + 40 до - 40 С°. Смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Автомобильная радиометрическая и химическая лаборатория АЛ-4М предназначена для химического контроля в целях определения необходимости и полноты дегазации вооружения, техники и материальных средств, установления возможности действий личного состава без средств защити, а также для определения факта применения противником неизвестных отравляющих веществ.
БТМ-3 – быстроходная траншейная машина. Относится к классу землеройных машин. Создана на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1.1м.) или полного профиля (глубина 1.5м.) в грунтах I-IV категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. В скальных грунтах она не работает.
Создана в СССР в 1970-х годах для инженерных войск, но нашла широкое применение во многих гражданских отраслях.
Машина для отрывки котлованов МДК-2М на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т. Предназначена для отрывки окопов, укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения в грунтах I—IV категории, расчисткой площадок перед отрывкой котлована, выравнивания дна котлована, засыпки углублений, вскрытия поверхности мерзлого грунта.
Отличалась высокой производительностью, время отрывки окопа для танка около 10 минут.
27 декабря 2011 года на Соколовой горе в парке Победы был установлен памятник «Защитившим от атома». Скульптор – Андрей Щербаков.
Вокруг памятника расположены три гранитные плиты с надписями золотыми буквами. На первой плите : Семипалатинский полигон ядерного оружия. Подразделения особого риска
Семипалатинский полигон был самым первым ядерным полигоном в СССР. Первые испытания на нём прошли 29 августа 1949 года. Полигон оставался вплоть до закрытия в 1991 году одним из самых крупных в СССР. За время существования полигона на нём было произведено около 468 испытаний ядерного оружия.
На второй плите: Ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС
Авария на Черно́быльской АЭС – разрушение 26 апреля 1986 года реактора четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Всего через Чернобыльскую зону прошло более 600 000 человек, в том числе жителей Саратовской области – более 5,5 тысяч человек.
На третьей плите: Производственное объединение «Маяк»
Производственное объединение «Маяк» было создано для производства плутония 239. Именно здесь были подготовлены материалы для первой советской атомной бомбы. Первый реактор был запущен 18 июня 1948 года и действовал в течение 39 лет, всего было построено 7 реакторов. Сейчас город, в котором располагается производственное объединение, называется Озёрск, а советское время был известен как Челябинск-40.
Макет первого пожарного автомобиля Фрезе, построенный в России (1904 год):
Производился петербургской фирмой «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей – «Фрезе и К», созданной в 1899 году с разрешения российского императора Николая II российским изобретателем немецкого происхождения, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе (1844 - 1918).
Автоцистерна пожарная АЦ-30 на шасси автомобиля ЗИЛ-164А:
Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях и на других объектах. Служит для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ.
Автолестница АЛ-30(131) на шасси ЗИЛ-131 представляет собой сложную машину, способную обеспечивать возможность проникновения в верхние этажи горящих зданий и эвакуации людей и ценностей по маршу лестницы. Обычно используется для попадания на 3-9 этажи зданий. Длина полностью выдвинутой лестницы составляет 30,2 метра.
30 апреля 2014 года в Парке Победы на Соколовой горе был открыт памятник «Пожарным и спасателям». Бронзовая фигура изображает пожарного со спасённой девочкой на руках. Перед памятником гранитная плита с надписью: «Пожарным и спасателям». По обе стороны от памятника фамилии, погибших в борьбе с огненной стихией. Автор памятника – скульптор В.А. Кузьмин.
В 2018 году в Парке Победы ко Дню пожарной охраны России установили новый экспонат – пожарный корабль «Сторожевой»:
Пожарный корабль «Сторожевой» типа «Вьюн» проекта 16640, год выпуска 1995, город Рыбинск, судостроительный завод «Вымпел».
С 1995 по 2005 годы пожарный корабль «Сторожевой» нёс боевое дежурство по охране города Саратова и акватории реки Волга. За 11 лет пожарный корабль «Сторожевой» привлекался на тушение крупных пожаров на туристических базах, в частных домах, расположенных в прибрежной зоне города, яхт-клубе «Орбита», на теплоходе «Волга-2», Саратовской мебельной фабрике № 1, танкера «Виктория» и многих других объектах.
В 2005 году пожарный корабль «Сторожевой» был отправлен для несения боевого дежурства по охране города Балаково.
Фотоальбом смотрите тут: ⇒ Экспозиции Парка Победы: Аллея МЧС России