В воскресенье, 14 марта 2021 года, записались на экскурсию в Музей истории Саратовской митрополии. Договорились встретиться с Лизой (Бешеная табуретка) и Андреем (Andrey0577) в 12 часов дня на пересечении улиц Мичурина и Горького у здания семинарии, где и расположен музей:
Пока их ждал, фотографировал здание семинарии. Я его ещё помню как педагогический институт...
Здание построено в 1885 году для духовной семинарии на средства епархии. Проект нового семинарского комплекса составил синодальный архитектор Николай Никифорович Марков (1815-1895). Смету на построение здания «Духовной православной семинарии и иконостаса и росписи церкви в здании семинарии» подготовил знаменитый саратовский архитектор Алексей Маркович Салько.
С приходом к власти большевиков в марте 1918 года семинария была закрыта, а её здание передали военной организации при Саратовском комитете РСДРП и партийным курсам пропагандистов и агитаторов. Впоследствии в нём многие годы размещался педагогический институт. Возрождение же семинарии состоялось лишь 16 ноября 1947 года, но при Н.С. Хрущёве гонения на веру были возобновлены и в 1960 году саратовскую семинарию вновь закрыли.
Третье рождение семинарии состоялось уже после развала СССР в 1992 году в здании архиерейского дома на площади Чернышевского. Историческое здание на улице Мичурина было возвращено семинарии в 2007 году, после чего начался его масштабный ремонт. К 2014 году здание семинарии было прекрасно отреставрировано с сохранением исторического облика.
Приехали Андрей (Andrey0577) и Лиза (Бешеная табуретка) с детьми:
Выяснилось, что надо подождать ещё Андрея (Muravej) с сыном, они уже в пути. А пока ждём, решили обойти вокруг здания семинарии:
Алтарная часть домового Иоанно-Богословского храма при Саратовской православной духовной семинарии:
Кстати, за зданием семинарии мы увидели несколько интересных объектов, о которых расскажу в какой-нибудь следующей статье, ибо ни к музею истории Саратовской митрополии, ни к семинарии они не относятся. Тем временем приехали Андрей (Muravej) с сыном, и мы пошли внутрь семинарии:
Шикарная Чирихинская чугунная лестница:
Фрагменты системы отопления:
Стены, окрашенные в сдержанные тона, белоснежные сводчатые потолки, иконы в киотах:
Сверху – звонница:
Коридоры:
В одной из бывших аудиторий семинарии расположился открытый в 2013 году Музей истории Саратовской митрополии:
Основная экспозиция музея – результат многолетней кропотливой научно-исследовательской и собирательской работы историков Саратовской епархии. Экспонаты музея дают представление о появлении и укреплении Православия на Саратовской земле, отражают основные моменты развития Саратовской митрополии, неразрывно связанные с историей губернии и историей нашей страны, рассказывают о священнослужителях и мирянах, служивших Церкви Христовой.
По периметру зала на специальных планшетах с использованием системы точечной подсветки представлены фотографии наиболее известных храмов и монастырей Саратова, Петровска, Вольска, Балашова, Царицына, Камышина и других, созданных по проектам известных архитекторов, работавших на саратовской земле: В.П. Стасова, П.М. Зыбина, Ю.Н. Терликова, Г.В. Петрова, А.М. Салько и других.
Отреставрированная плащаница XIX века «Положение во гроб», выполненная в технике шитья «по картону» металлической нитью, расшитая жемчугом, бисером и пайетками, занимает одно из центральных мест в экспозиции.
Экспозиция начинается с самых саратовских истоков. Планы города, рисунок А. Олеария, путешествовавшего по Волге, дают возможность представить саратовскую крепость в XVII-XVIII веках и первоначальный облик храмов.
Значимая часть музейной экспозиции – книжные экспонаты. Гордость коллекции – напрестольные Евангелия в окладе с чеканкой и гравюрами внутри, датированные XVIII и XIX веками. Привлекают внимание книги, изданные печатником Андроником Тимофеевым Невежей в Москве в типографии, открытой в 1587 году. Одна из первых книг типографии – Триодь постная (1589 год), выпуск которой был приурочен к большому событию – введению Патриаршества в России. В экспозиции представлены Триодь постная и Триодь цветная, издания 1591 года. Заслуживает внимания и уникальный экземпляр поморского певческого Обихода, а также рукописные старообрядческие памятники ХVI-XIX веков.
Среди редких экспонатов музея – тельные кресты ХII-XIII веков, найденные на территории Саратовской области в окрестностях Увека и свидетельствующие о раннем присутствии Православия в Саратовском крае, а также черепки глиняной посуды, обнаруженные на Алексеевском городище.
Экспозиция музея, рассказывающая о появлении и укреплении православия на Саратовской земле:
Капков Я.Ф. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды (репродукция). Кон. 1830-х – нач. 1840-х гг.:
Запись об основании в 1590 году города Саратова на листе Евангелия. Конец XVI века:
Крепость Саратов в XVII-XVIII веках:
Наиболее значимый экспонат – двусторонняя выносная икона Божией Матери «Одигитрия» с образом Святителя Николая Чудотворца на обороте костромской иконописной школы XVII века:
Макет старого Саратова работы архитектора С.И. Назарова:
Экспозиция посвящённая старообрядчеству:
Коллекция старообрядческой металлопластики представлена литыми иконами с образами святых, четырехстворчатыми и трехстворчатыми складнями, киотными и наперсными крестами. На иконах чаще всего присутствует поясной образ Святителя Николая Чудотворца, издавна наиболее почитаемого на Руси святого.
Наряду с вызолоченными и украшенными изысканным эмалевым орнаментом образцами в экспозиции присутствуют и тельные кресты образца ХIХ века:
Фотографии старообрядческих обителей: Иргизский и Черемшанский монастыри и единоверческая церковь в Саратове:
Особое место занимают фотографии и документы, связанные с выдающей личностью священномученика епископа Гермогена (Долганева), который управлял Саратовской епархией с 1903 по 1912 год и оставил значительный след в ее истории. Владыка Гермоген понимал, что Церковь является единственной нравственной силой охваченного революционной смутой русского общества и много трудился в деле укрепления миссионерской деятельности в епархии.
Некоторые экспонаты уникальны. Например, объяснительная записка о пропуске занятий воспитанника Иосифа Джугашвили на имя инспектора Тифлисской духовной семинарии Гермогена:
Ставленые грамоты, макет Княже-Владимирского храма и стенд посвященный духовной жизни Саратова начала XX века:
Ставленая иерейская грамота. 1 марта 1907 года. Выдана священнику Покровского храма в селе Самодуровка Хвалынского уезда Тимофею Темнову епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном:
В экспозиции представлен макет Храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира на Полтавской площади (ныне – Детский парк), уничтоженный в 30-х годах XX века:
В экспозиции представлены материалы, относящиеся к периоду гонений на Русскую Православную Церковь. Среди экспонатов: фотография суда над саратовским духовенством 1918 года, документы компании по изъятию церковных ценностей, о закрытии храмов, запрете колокольного звона, письма в Саратов репрессированных саратовских архиереев, фотографии из следственных дел священнослужителей, рассекреченные сравнительно недавно документы из архива УФСБ РФ по Саратовской области.
Экспозиция музея истории Саратовской митрополии представляет и произведения церковного искусства. Удивительные по своей исторической и художественной ценности памятники искусства украшали храмы Саратовской епархии, хранились в монастырских ризницах. Иконы в драгоценных окладах, плащаницы, ковчеги с мощами святых угодников, золотая и серебряная церковная утварь, богатые облачения священнослужителей, старопечатные и рукописные книги придавали богослужениям особую значимость, торжественность и великолепие.
Икона «Господь Вседержитель с предстоящими». XIX век. Дерево, масло, фольга, ткань, деревянный киот, стекло:
Фрагмент фарфорового иконостаса, одного из храмов города Хвалынска:
Один из разделов экспозиции посвящен Саратовской епархии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В послевоенные годы практически не освещался вопрос участия духовенства в одной из самых страшных войн в истории человечества. По архивным документам были установлены фамилии более 80-ти священнослужителей – наших земляков, сражавшихся на фронте и открывавших храмы в прифронтовом Саратове
Все они шли дорогой, указанной Господом, правдой служа Церкви, проливая свою кровь за родную землю, а впоследствии, долгие годы воспитывали паству в христианской вере. Впервые в музее истории Саратовской митрополии представлены документы, раскрывающие патриотическую помощь фронту духовенства и паствы Саратовской епархии, церковные издания, выпущенные в период 1941-1945 годах
Привлекает внимание и коллекция архиерейских и иерейских облачений, которая является результатом кропотливого труда искусных мастериц:
Часть экспозиции занимают материалы, связанные с деятельностью в Саратовской епархии епископа Нектария (Коробова) и архиепископа Александра (Тимофеева):
Распятие Христово. Дерево, резьба, тонировка. Кон. XIX в. – нач. XX в.:
Большой раздел занимают материалы о восстановлении в послевоенные годы Саратовской православной духовной семинарии. Возрождение духовного образования в нашей стране связано с именем архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова), который возглавлял Саратовскую кафедру с 1942 по 1944 год:
В экспозиции представлены фотографии выпусков послевоенной семинарии, икона Святителя Николая и Великомученицы Варвары, написанная на жести специально для семинарского храма:
В послевоенные годы, когда давление на церковь несколько ослабло, верующим все равно приходилось приспосабливаться к условиям того времени:
Нарисованная программа елки «Вифлеемская звезда» в духовной семинарии:
Фотографии, книги с дарственными надписями, церковные награды рассказывают об одном из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви ХХ столетия архиепископе Саратовском и Вольском Пимене (Хмелевском), возглавлявшем епархию в течение почти 29 лет. О его тернистом жизненном пути, твердой позиции отстаивания веры Христовой в условиях жестких рамок государственной политики атеизма свидетельствуют многочисленные материалы экспозиции, личные вещи, часть огромной фонотеки.
Фисгармония, на которой играл архиепископ Саратовский и Вольский Пимен:
Это почти забытый сейчас клавишно-пневматический музыкальный инструмент семейства гармоник, отличающийся наличием фортепианной клавиатуры и напольным расположением. По звучанию напоминает орган.
Среди раритетов – архиерейское облачение и панагия, возложенная на Владыку Пимена при хиротонии во епископа Саратовского в 1965 году:
Экспозиция посвященная архиепископу Саратовскому и Вольскому Пимену:
Орден Русской Православной Церкви во имя преподобного Сергия Радонежского двух степеней, орден Александрийской Церкви святого апостола Марка двух степеней, орден Антиохийской Церкви святых апостолов Петра и Павла и многие другие награды и памятные медали.
В музее воссоздан интерьер кабинета владыки Пимена, позволяющий передать атмосферу второй половины прошлого столетия, познакомить посетителей с разносторонними талантами этого удивительного человека, который всю свою жизнь самоотверженно служил Богу и людям.
Виниловые пластинки с церковной музыкой и классическими произведениями – часть огромной фонотеки, и знаменитая фотография с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, которых владыка тайно обвенчал в Саратове:
Статуэтка Александра Сергеевича Пушкина. Свой род, по материнской линии, владыка Пимен ведёт именно от Пушкина:
Журнал отзывов музея:
Современность отражена в материалах, рассказывающих о деятельности Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Фотографии и документы свидетельствуют об активном развитии церковной жизни Саратовской епархии в сферах духовно-нравственного просвещения, возрождения иноческого делания, храмоздательства, книгопечатания.
В собрании икон музея истории Саратовской митрополии выделяются икона «Воскресение – Сошествие во ад с 12-ю праздниками» XVIII столетия:
Что интересно, не все представленные в музее вещи хранятся исключительно под стеклом, оберегаемые от внешних воздействий. Например, облачения служителей церкви предназначены не только для показа посетителям. Некоторые из них выдаются под расписку и используются по прямому назначению во время служб. Как, например, облачение из этой экспозиции:
Экспозиция знакомит с предметами литургической жизни храмов и монастырей. Здесь представлены старинные кресты, потиры, дискос, антиминсы, кадило, покровцы. Разнообразные по своему назначению и художественному решению экспонаты представляют собой вехи развития церковного прикладного искусства XVIII-XIX столетий:
Макет кафедрального Александро-Невского собора города Саратова, уничтоженный в 30-х годах XX века:
Находился у сада «Липки» на том месте, где сейчас расположен стадион «Динамо»
В экспозиции использованы материалы Государственного архива Саратовской области (ГАСО), Государственного архива новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО), фондов Саратовского областного музея краеведения (СОМК), Саратовского епархиального архива (СЕА), архива Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, частных архивов, а также представлены предметы из семейных архивов протоиереев Николая Архангельского, Андрея Султанова, Михаила Сошественского, Лазаря Новокрещеных, а также Матфея Трофимова, Таисии Бабиной и других.
Экскурсия в музее Саратовской митрополии нам очень понравилась. Попросили экскурсовода сделать на память групповые фото:
И в заключении на показали домовую Иоанно-Богословского храма при Саратовской православной духовной семинарии:
Храм является центром семинарской жизни. Здесь будущие священники учатся на деле тому, что будет главным в их жизни – молитве и богослужению.
Вот такая замечательная у нас выдалась экскурсия. Всем рекомендуем. Для расширения кругозора. И верующим и атеистам. Тут вы узнаете очень много нового. Всё было совсем не так однозначно, как многие представляют. Часть шаблонов просто рвётся.
Фотоальбом смотрите тут: ⇒ Экскурсия в Музей истории Саратовской митрополии