4-5 ноября 2011 года состоялась осенняя встреча геокэшеров Поволжья, в которой мы приняли участие. На встречу поехали двумя экипажами: asrmod, Muravej, Иван и Юля на Ауди и trg и QuantSX на Ниве. Встретились на выезде из Саратова, познакомились и отправились в путь. По пути заехали посмотреть кирху в Каменке:
Очень давно я хотел сюда попасть, еще до увлечения геокэшингом, и вот свершилось! Очень красивая кирха!
История Саратовской области очень тесно связана с Европой и европейской культурой. Начиная с 70-х годов XVIII столетия, в окрестностях Саратова жило много выходцев из Западной Европы. Местные жители звали их всех «немцами», хотя исторически это не совсем верно – среди переселенцев было немало выходцев из разных католических регионов Старого Света.
Коронная немецкая колония под названием Бер (в настоящее время село Каменка Красноармейского района) была основана 42 семьями из Майнца, Вюрцбурга, восточной Пруссии и Польши в 1765 году на левом берегу реки Иловли у места впадения в неё речки Каменки.
Первая кирха появилась здесь в 1768 году. Построенная из дерева, она сгорела через столетие, и потому в 1906 году был открыт новый величественный храм Святой Марии, выстроенный из красного кирпича в неоготическом стиле. В нём имелся орган.
После революции католические богослужения прекратились, кирха использовалась как гараж для колхозной техники, склад, а потом здание и вовсе пришло в негодность.
Крыша и купол погибли в пожаре в 2004 году, сейчас еще можно встретить его следы на деревянных лестницах.
Кирха, конечно, впечатляет своей архитектурой, хочется фотографировать каждый сохранившийся элемент здания, пока это все не исчезло окончательно.
Дальше без остановок проезжаем Камышин и уходим на Гусёвку, на тайник «Купание красного коня». Возможно в этом самом месте и купался тот самый конь К.С. Петрова-Водкина.
Картину К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» искусствоведы называют этапным символом творческой зрелости художника, поэтическим иносказанием о судьбах России, образцом символической многозначности. Спустя два года после создания картины, под впечатлением кровавых событий первой мировой войны, Петров-Водкин воскликнет: «Так вот почему я написал своего «Красного коня»!..»
А начиналась работа над этим знаменитейшим произведением летом 1912 года в гостеприимном имении генерала русской армии Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань близ села Гусевка Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне Волгоградская область, Ольховский район). Приехал туда Петров-Водкин вместе с женой по приглашению дочери генерала Натальи, которая была одной из его учениц.
Прожил он в имении Грековых с июля по сентябрь 1912 года. Здесь он давал уроки живописи Наталье, написал ее портрет («Казачка»), а самое главное, сделал несколько зарисовок обычной гнедой лошадки для задуманной картины.
Ищем геокэшерский тайник:
Далее мы отправились в Ахтырский Божией Матери женский монастырь в Гусёвке:
Гусёвский Ахтырской иконы Божьей матери женский монастырь был основан священником Иоанном Левитским и афонским монахом Никодимом в 1865 году – в честь иконы, которую Никодим привёз с собой из Греции. Изначально основан в городе Камышине, но в 1871-м перенесён к слободе Гусёвка Ольховской волости Камышинского уезда Саратовской губернии.
Официально обитель утверждена как монастырь в 1891 году. После революции монастырь некоторое время существовал как сельскохозяйственная трудовая артель, окончательно был закрыт в 1926-м, монастырская церковь уничтожена в конце 30-х годов.
На месте обители основали коммуну. Уцелевшие постройки заняла деревенская школа, которая и обреталась там до передачи зданий епархии в 1996-м. В 2003 году была освещена церковь в честь Ахтырской иконы.
Ныне монастырь находится в самом селе Гусёвка. Сама монастырская территория невелика и буквально втиснута среди деревенских дворов.
Местами сохранились участки старинной стены:
Памятник трактору на въезде в Ольховку:
Держим путь в Каменнобродский мужской монастырь...
В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли. Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой.
История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу.
Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников, вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство – монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась и монастырская слобода, где жили паломники.
Вот здесь и началось море паломников, поставили свой храм, начали процветать ремёсла: своя кузница, каретная, маслобойня, златошвейная мастерская, ковровое вязание. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже – лишь в 1903 году духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.
Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру – Марфа Николаевна Филиппова».
Сама территория монастыря не очень впечатляет – там до сих пор какая-то разруха. Позади монастыря есть настоящая конюшня с лошадью. Около поилок есть огромное обугленное дерево, чёрное-пречёрное, словно исчадие ада, разбившееся о неприступную твердыню истинной веры.
Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной.
Подъем на гору, где находится вход в меловые пещеры:
Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига.
По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей.
Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы.
Вид с горы на Каменнобродский мужской монастырь:
Пока ждали экскурсовода, у нас было достаточно времени, чтобы насладиться видом с горы.
В пещерном комплексе:
Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX века и подобные вещи.
Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К.Э. и Ю.В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 метров. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка».
Существует легенда, что в пещерах жили монахи-мужчины начиная чуть ли не с 12 века! Искусно прятались в меловых пещерах, и процветали до 19 века, пока один из бывших разбойников, принявший постриг и внедрившийся в монашескую среду, не «сдал» один из входов в их обитель своим бывшим подельникам. К тому времени пещеры имели пять уровней, были прорублены в строгой геометрии и по непроверенной информации длина некоторых рукотворных коридоров доходила до 10 километров. Во время нападения разбойников монахи заблокировали «затворными камнями» коридоры, и пещера оказалась законсервированной.
В пещерах постоянная температура +11°С.
В самих пещерах очень узко, немного жутковато, но в то же время настолько интересно и захватывающе, что на словах это трудно передать.
Взятие геокэшерского тайника:
Едем дальше. Уже затемно прибываем на турбазу «Нептун», где и собрались наши друзья.
Продолжение в статье: Осенняя геовстреча 2011. Взгляд со стороны
Фотоальбом поездки смотрите тут: ⇒ Дорога на осеннюю геовстречу 2011